Фэндом

Ве́нгрия (венг. Magyarország [ˈmɒɟɒrorsaːɡ]) — государство в Центральной Европе. Население, по прогнозам и на основании переписи 2011 и на 2015 года, составляет 9 849 000 человек (венгры, цыгане, немцы и т.д.) , территория — 93 036 км². Занимает восемьдесят девятое место в мире по численности населения и сто восьмое по территории.

Столица — Будапешт. Государственный язык — венгерский.

Унитарное государство, парламентская республика. В мае 2010 года пост премьер-министра занял Виктор Орбан. Подразделяется на 20 административно-территориальных единиц, 19 из которых являются медье и 1 представляет собой город республиканского подчинения, приравненный по статусу к медье.

Расположена в центре Европы. Континентальное государство, не имеющее выхода к морю. Имеет сухопутную границу с Украиной, Румынией, Словакией, Сербией, Хорватией, Словенией и Австрией.

Большая часть верующих (около 54,5 % населения) исповедует католицизм.

Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём номинального ВВП за 2015 год составил 137 миллиардов долларов США (около 13 910 долларов США на душу населения). Денежная единица — венгерский форинт (усреднённый курс за 2012 год — 220 форинтов за 1 доллар США).

Страна является членом ООН с 1955, присоединилась к ГАТТ в 1973, вступила в МВФ и МБРР в 1982,Совет Европы в 1991. С 1999 член НАТО, с 2004 — ЕС. С 1 января 2011 года Венгрия председательствовала в Европейском союзе в течение полугода.

География

Территория Венгрии имеет преимущественно равнинный рельеф. Большая её часть расположена на Среднедунайской равнине. Западная часть равнины (Дунантуль) расчленена многочисленными холмами, высотой до 300 м, восточная (Альфёльд) — имеет плоский низменный рельеф. Северо-запад страны занимает низменность Кишальфёльд, ограниченная на западе возвышенностью Алпокалья, которая является предгорьем Альп, высотой 500—800 м (Иротт-кё : 883 м). К северу от Балатона протягиваются Средневенгерские горы с платообразными массивами высотой 400—700 м (Баконь, Вертеш, Дуназуг). В южной части Дунантуля возвышаются глыбовые горы Мечек высотой до 681 м (гора Зенгё). На севере Венгрии лежат отроги Западных Карпат высотой до 1000 м. Они расчленены широкими долинами рек и представляют собой обособленные вулканические массивы и известняковые плато (Бёржёнь, Черхат,Матра, Бюкк, Черехат, Земплени-Хедьшег…). Здесь (в Матре) же расположена высшая точка Венгрии — гора Кекеш (1014 м). В горах на границе со Словакией находится одна из крупнейших карстовых пещер Европы Агтелек с подземными реками и озёрами.

Из полезных ископаемых в Венгрии добывают бокситы, бурый уголь, нефть, газ, железные, марганцевые, медные, свинцово-цинковые руды, минеральные и термальные воды.

Положение Венгрии в окружении гор обусловило континентальный тип климата с мягкой зимой и жарким летом. Осадков в год от 450 мм на востоке до 900 мм в горах.

Все реки Венгрии принадлежат бассейну Дуная. Сам Дунай пересекает страну с севера на юг на протяжении 410 км. Крупнейшее озеро — Балатон является важным международным туристическим центром. Близ его западной оконечности находится крупнейшее в Европе озеро термального происхождения — Хевиз, у которого расположен бальнеогрязевой курорт.

Растительный покров Венгрии значительно изменён человеком. На большей части территории преобладает культурная растительность — пашни, сады, виноградники. Леса сохранились в горах и занимают около 20 % территории (до высоты 800—1000 м произрастают широколиственные леса, выше встречаются елово-пихтовые). Почвенный покров равнин представлен чернозёмом.

История

Около 900—1000 гг. венгерские племена заселяют Среднедунайскую равнину.В 1001 году правитель Венгрии принял титул короля, было провозглашено тем самым Королевство Венгрия.

До 1301 года в Венгрии правила династия Арпадов, затем на престоле побывали короли из династий Анжу, Ягеллонов и нединастические монархи. После битвы при Мохаче в 1526 году началась эпоха турецких завоеваний, когда Венгрия попала под власть турок, которая, впрочем, носила довольно мягкий характер. В отличие от кровавых распрей между католиками и протестантами остальной Европы того времени, турки не запрещали ни одну из религий, хотя переход в ислам всячески поощрялся. С 1687 Венгрия стала частью владений Габсбургов. Мадьяры играли в австрийском государстве роль шляхты, мелкопоместного военного дворянства. В 1848—1849 в Венгрии вспыхнула национальная революция под предводительством Лайоша Кошута, которая была подавлена только с помощью русского экспедиционного корпуса под командованием генерала Паскевича.

В 1860 в конституции, провозглашённой императором Францем Иосифом, зафиксировано решение о созыве первого венгерского парламента. В 1861 австрийский император Франц Иосиф предоставил Венгрии право обсуждать внутренние дела в Государственном собрании Венгрии и участвовать в решении общеимперских вопросов в рейхсрате — верховном законодательном органе империи Габсбургов, что не было принято Венгрией. Тем не менее, в 1867 году император АвстрииФранц Иосиф I был вынужден пойти на компромисс с венгерской элитой, в результате которого Австрийская империя была превращена в двуединое государство — Австро-Венгрию, в Венгрии был создан свой законодательный орган — Государственное Собрание (Országgyűlés), состоявшее из двух палат — Палаты Пэров (Főrendiház) и Палаты Депутатов (Képviselőház), таким образом в Венгрии вместо абсолютной монархии была установлена конституционная дуалистическая цензовая монархия. 30 декабря 1916 года в Будапеште под именем Карла IV взошёл на трон последний венгерский король Карл Австрийский. В 1918 году он отстранился от управления государством и умер в изгнании в 1922 году. В 2004 году причислен к лику блаженных католической церковью.

После Первой мировой войны в результате демократических (коммунистических, националистических) восстаний Австрийская монархия перестала существовать, и на её территории образовались отдельные государства Австрия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Чехословакия. 16 ноября 1918 года была провозглашена Венгерская Народная Республика — первое демократическое государство в Венгрии, был образован Венгерский Национальный Совет (Magyar Nemzeti Tanács) в качестве законодательного органа, однако уже 21 марта 1919 года СДПВ и КПВ объединились в Социалистическую партию Венгрии (СПВ) в тот же день была провозглашена Венгерская Советская Республика, Венгерский Национальный Совет был упразднён, его функции перешли к Исполнительному комитету рабоче-солдатских советов, началось преследование части социал-демократов и сторонников буржуазных партий, демократическое государство было ликвидировано.

6 августа 1919 года правительство СПВ было отстранено от власти вторгшейся в Венгрию румынской армией (сама СПВ распалась — вновь были восстановлены СДПВ и КПВ), 16 ноября венгерскими монархистами был взят Будапешт, монархия с её прежними дореволюционными полномочиями была восстановлена, однако король не был определён, во главе государства находился регент Миклош Хорти, существовал также представительный орган — Национальное Собрание (Nemzetgyűlés), в 1927 году оно стало вновь называться Государственное Собрание и вновь стало двухпалатным, состоящим из Верхней Палаты (Felsőházra) и Нижней Палаты. В 1938 году Венгрия вступила в союз с гитлеровской Германией, за что получила части Чехословакии, в том числе Закарпатье (Карпатская Украина). На волне исторического реваншизма в 1940 году Венгрии удалось на основании Венских арбитражей отторгнуть от Румынии Трансильванию.

После занятия Венгрии войсками стран Антигитлеровской Коалиции регент бежал, была провозглашена Венгерская Республика — второе демократическое государство в Венгрии, были образованы Временное Национальное Собрание (Ideiglenes Nemzetgyűlés) в качестве законодательного органа и Временное Национальное Правительство (Ideiglenes Nemzeti Kormány) в качестве исполнительного органа. На прошедших в этом году парламентских выборах большинство получила Независимая партия мелких хозяев. Осенью 1945 года собралось Государственное Собрание, которое в 1946 году приняло закон о государственной форме, согласно ему Венгрия провозглашалась республикой, законодательным органом становилось Государственное Собрание, избираемое народом, главой государства — Президент, избираемый Государственным Собранием, исполнительным органом — Правительство, назначаемое Президентом и ответственное перед Государственным Собранием.

На парламентских выборах 1947 года большинство получила Коммунистическая партия Венгрии. В 1949 году была принята конституция, была провозглашена Венгерская Народная Республика, формально законодательным органом оставалось Государственное Собрание, избиравшееся по многомандатным (с 1966 года — по одномандатным) округам, Правительство было переименовано в Совет Министров, должность Президента упразднена, а функции Президента перешли к Президентскому Совету (Elnöki Tanács), избираемому Государственным Собранием. Вскоре были запрещены все партии, кроме Венгерской партии трудящихся (ВПТ) (возникла вследствие принудительного присоединения Социал-демократической партии Венгрии к Коммунистической партии Венгрии, в 1955 году переименована в Венгерскую социалистическую рабочую партию (ВСРП), демократия в Венгрии была заменена диктатурой ВПТ. Венгерское восстание 1956 года было подавлено вторжением армии СССР.

В 1989 году в ВСРП поменялось руководство, идеологией партии стала социал-демократия, была отменена однопартийная система и изменена конституция, Венгрия вновь была провозглашена Венгерской Республикой. После падения советского режима в 1989 году Венгрия взяла курс на присоединение к общеевропейским структурам. В 2004 году страна вступила в Европейский союз. С декабря 2007 года Венгрия вошла в состав стран Шенгенского соглашения.

25 августа 2004 года разрешился правительственный кризис, в результате чего в отставку ушёл прежний премьер-министр Петер Медьеши, а на его место Венгерская социалистическая партия избрала министра по делам молодёжи и спорта, мультимиллионера Ференца Дюрчаня. Кризис в правящей коалиции социалистов и свободных демократов связан, прежде всего, с накопившимися финансово-экономическими проблемами, которые включают в себя огромный бюджетный дефицит(почти 6 % в 2003), завышенный курс национальной валюты, небывалый рост внутренней и внешней задолженности страны (свыше 50 миллиардов долларов). Отражаясь на социальной сфере, эти проблемы вызывают недовольство населения.

В апреле 2006 года в Венгрии прошли новые парламентские выборы. Венгерская социалистическая партия получила 186 из 386 мандатов, её союзник по правительственной коалиции — Союз свободных демократов — 18 мандатов. Их соперники — Венгерская гражданская партия (ФИДЕС) — на выборах выступали единым списком с Христианско-демократической народной партией, они получили 164 мандата. 19 сентября 2006 года в Будапеште случились народные волнения в связи с обнародованием высказываний премьер-министра о плачевном состоянии экономики.

На выборах в Европарламент в 2009 году коалиция Фидес—ХДНП одержала решительную победу, набрав 56,4 % голосов и получив 14 мандатов из 22, отведённых для Венгрии. Парламентские выборы в апреле 2010 года кардинально изменили политический ландшафт Венгрии. Победу одержала правая коалиция Фидес—ХДНП, получив 262 депутатских мест в парламенте (более двух третей мест). Венгерская социалистическая партия получила 59 мест, националистическая партия Движение за лучшую Венгрию — 47 мест. В парламент прошла также партия Политика может быть другой — 16 мест. 29 июня 2010 года парламент страны избрал новым президентом Венгрии представителя Фидес Пала Шмитта, золотого медалиста по фехтованию на Олимпийских играх 1968 и 1972 годов; Шмитт вступил в должность 6 августа 2010 года[8].

В 2012 вступила в действие новая Конституция. В новой конституции говорится, что венгерский народ объединяют «Бог и христианство». За государством закрепляется обязанность защищать жизнь, при этом оговорено, что жизнь начинается при зачатии. Фактически эта статья конституции вводит запрет на аборты. Брак обозначен в конституции как союз мужчины и женщины[9]. 2 мая 2012 года Президентом Венгрии избран представитель Фидес Янош Адер.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР с 1934 года, восстановлены 25 сентября 1945, подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Венгрией 6 декабря 1991 года).

Именно в Венгрии в различные периоды её истории и происходит действие основной серии фильмов "Другой мир".

Также на Фэндоме

Случайная вики